Лидер безвкусицы

Вечерний Челябинск, 1 августа 2002 года

Светлана Кузина

Валерий Гаркалин: лидер безвкусицы

Всенародный любимец, замечательный комедийный актер Валерий Гаркалин сыграл в таком количестве антрепризных спектаклей, что Олег Меньшиков как-то при встрече с ним пошутил: "Ну и где та бочка, в которой ты еще не являешься затычкой? .."

- Валера, сейчас некоторые деятели академических театров называют антрепризу рассадником дурновкусия. Каково ваше мнение на этот счет, поскольку вы являетесь...

- ...одним из лидеров этого дурновкусия? В первых рядах безвкусицы? .. Мне представляется: народный артист России Джигарханян и народная артистка России Васильева однажды собираются и думают: "Как бы нам сделать дурновкусный спектакль? .." Трудно себе представить такую картину, правда? Почему-то так получается, что никогда не известно, как будет отзываться наше слово. Об этом надо помнить всем нам: и тем, кто работает в антрепризе, и тем, кто занимает подмостки академических театров. Мы все в плену собственных ошибок, не можем быть застрахованы от дурновкусия и не всегда делаем шедевры, будь то там или здесь. И действительно, неизвестно, к чему мы приходим, пройдя трудный путь создания художественного произведения. Вот об этом я хочу напомнить, раз пошел такой разговор. Но с другой стороны, я прекрасно понимаю гнев и возмущение тех, кто не стал в ряды этого движения - антрепризы - и не занял там прочно отведенное ему место под солнцем. Здесь попахивает уже...

- Элементарной завистью?

- Да, извините... Но - кто успел, тот и смел! Поэтому не хочется участвовать в дрязгах такого уровня. К тому же я знаю, что российская художественная мысль, можно сказать, зиждилась на антрепризе. Вообще Россия - родина антрепризы! Именно Россия породила это страшное явление! И российские же творцы почему-то утверждают, что это слетело с Луны или же проклятые американцы, а то и хуже - евреи - занесли нам эту страшную болезнь, эту безвкусицу! .. Я даже подозреваю, кого ты имеешь в виду, кто так говорит. И, кстати, в советские времена он был в первых рядах халтуры! Тогда каждый имел свой сольный концерт, или номер, или чтецкие программы... очень сомнительного содержания. Я был свидетелем таких спектаклей, таких концертов, после которых мне просто стыдно было смотреть в глаза этому товарищу, этому деятелю, хотя он был на очень хорошем счету. Тогда каждый халтурил, как сейчас помню, в свободное от основной работы время. Разве это не антреприза, правда, в ужасной форме? Советские актеры носились по городам и весям, потому что все-таки и тогда не хватало зарплаты.

- Что уж говорить сейчас...

- Конечно! Можно сказать, что зарплаты сейчас нет. Такое жалованье за месяц, что просто стыдно говорить, что ты профессиональный артист! А люди имеют семьи, детей и живут в столице, где все очень дорого. Конечно, есть люди, которые не нуждаются и никогда не испытывали нужды. Им легко утверждать, что не хлебом единым жив человек - есть дух! Но все-таки есть еще и хлеб, которого нет у многих актеров... И антреприза - история неизбежная. Даже если бы я отстаивал ее с пеной у рта, а кто-то вцепился бы мне в глотку, настаивая на обратном, смысла в такой полемике нет, потому что антреприза существует и это уже нельзя остановить. Нельзя вернуть другие времена, запреты на какой-то род деятельности. Этого не будет, как не будет советской власти, марксизма-ленинизма. Это все неизбежно ушло в прошлое. И антреприза будет жить дальше, развиваться, иметь очень яркие формы, разнообразные - на любой вкус, на любого зрителя. Не все же смотрят спектакли Камы Гинкаса. Не все, к сожалению, могут попасть на спектакли Фоменко. И в каком-нибудь городе Кемерово даже не знают о существовании таких режиссеров и таких театров. Потому что эти театры никогда не были в таких городах. А мы с Таней Васильевой были. Мы с Арменом Борисовичем ездили. И мы не считаем, что унижаем себя какими-то дальними дырами, отдаленными районами, куда вообще не ступает нога творческого человека. А мы ступаем. Я не стыжусь об этом говорить. Конечно, мы за это получаем деньги. Но мы и едем! Мы переносим ужасы самолетов, которые очень ненадежны, поездов, которые плохо отапливаются или отапливаются так, что сердце выскакивает! Мы путаем день и ночь, плохо питаемся. Это все сказывается на нашем здоровье. Но многие театры в последние годы вообще не выезжают на гастроли. А мы едем.

- Можно ли сказать, что вы ушли из Театра сатиры, для того чтобы больше заниматься антрепризой?

- Да, это так. Я написал заявление об уходе, в силу того что не мог совмещать эти поездки и каждодневное служение одному театру. Невозможно было на протяжении многих лет сидеть на двух стульях. Мне пришлось сесть на стул под названием "антреприза" и уже прочно им завладеть. Жалею ли я об этом? По-человечески, конечно, жалею. Мне хотелось бы сохранить ощущение того, что я артист московского театра. Но в принципе... Сегодня я играл в "Сатириконе", вчера - в театре Вахтангова, до этого - в театре на Таганке... Мне вообще всегда казалось, что не важно, где ты играешь, в каких стенах разыгрываются твои художественные драмы, а важно, ЧТО ты делаешь. Важно, чтобы свою работу на том участке, который тебе отведен, ты делал хорошо. И есть у меня подозрение, что те, кто потерял этот стыд и уже не знают, что они играют и про что... они заняты другим вопросом и смотрят почему-то в другую сторону...