Всенародный любимец, замечательный комедийный актер
Валерий Гаркалин сыграл в таком количестве антрепризных спектаклей, что
Олег Меньшиков как-то при встрече с ним пошутил: "Ну и где та бочка, в
которой ты еще не являешься затычкой? .."
- Валера, сейчас некоторые деятели академических театров называют
антрепризу рассадником дурновкусия. Каково ваше мнение на этот счет,
поскольку вы являетесь...
- ...одним из лидеров этого дурновкусия? В первых рядах безвкусицы?
.. Мне представляется: народный артист России Джигарханян и народная
артистка России Васильева однажды собираются и думают: "Как бы нам
сделать дурновкусный спектакль? .." Трудно себе представить такую
картину, правда? Почему-то так получается, что никогда не известно, как
будет отзываться наше слово. Об этом надо помнить всем нам: и тем, кто
работает в антрепризе, и тем, кто занимает подмостки академических
театров. Мы все в плену собственных ошибок, не можем быть застрахованы
от дурновкусия и не всегда делаем шедевры, будь то там или здесь. И
действительно, неизвестно, к чему мы приходим, пройдя трудный путь
создания художественного произведения. Вот об этом я хочу напомнить, раз
пошел такой разговор. Но с другой стороны, я прекрасно понимаю гнев и
возмущение тех, кто не стал в ряды этого движения - антрепризы - и не
занял там прочно отведенное ему место под солнцем. Здесь попахивает
уже...
- Элементарной завистью?
- Да, извините... Но - кто успел, тот и смел! Поэтому не хочется
участвовать в дрязгах такого уровня. К тому же я знаю, что российская
художественная мысль, можно сказать, зиждилась на антрепризе. Вообще
Россия - родина антрепризы! Именно Россия породила это страшное явление!
И российские же творцы почему-то утверждают, что это слетело с Луны или
же проклятые американцы, а то и хуже - евреи - занесли нам эту страшную
болезнь, эту безвкусицу! .. Я даже подозреваю, кого ты имеешь в виду,
кто так говорит. И, кстати, в советские времена он был в первых рядах
халтуры! Тогда каждый имел свой сольный концерт, или номер, или чтецкие
программы... очень сомнительного содержания. Я был свидетелем таких
спектаклей, таких концертов, после которых мне просто стыдно было
смотреть в глаза этому товарищу, этому деятелю, хотя он был на очень
хорошем счету. Тогда каждый халтурил, как сейчас помню, в свободное от
основной работы время. Разве это не антреприза, правда, в ужасной форме?
Советские актеры носились по городам и весям, потому что все-таки и
тогда не хватало зарплаты.
- Что уж говорить сейчас...
- Конечно! Можно сказать, что зарплаты сейчас нет. Такое жалованье за
месяц, что просто стыдно говорить, что ты профессиональный артист! А
люди имеют семьи, детей и живут в столице, где все очень дорого.
Конечно, есть люди, которые не нуждаются и никогда не испытывали нужды.
Им легко утверждать, что не хлебом единым жив человек - есть дух! Но
все-таки есть еще и хлеб, которого нет у многих актеров... И антреприза -
история неизбежная. Даже если бы я отстаивал ее с пеной у рта, а кто-то
вцепился бы мне в глотку, настаивая на обратном, смысла в такой
полемике нет, потому что антреприза существует и это уже нельзя
остановить. Нельзя вернуть другие времена, запреты на какой-то род
деятельности. Этого не будет, как не будет советской власти,
марксизма-ленинизма. Это все неизбежно ушло в прошлое. И антреприза
будет жить дальше, развиваться, иметь очень яркие формы, разнообразные -
на любой вкус, на любого зрителя. Не все же смотрят спектакли Камы
Гинкаса. Не все, к сожалению, могут попасть на спектакли Фоменко. И в
каком-нибудь городе Кемерово даже не знают о существовании таких
режиссеров и таких театров. Потому что эти театры никогда не были в
таких городах. А мы с Таней Васильевой были. Мы с Арменом Борисовичем
ездили. И мы не считаем, что унижаем себя какими-то дальними дырами,
отдаленными районами, куда вообще не ступает нога творческого человека. А
мы ступаем. Я не стыжусь об этом говорить. Конечно, мы за это получаем
деньги. Но мы и едем! Мы переносим ужасы самолетов, которые очень
ненадежны, поездов, которые плохо отапливаются или отапливаются так, что
сердце выскакивает! Мы путаем день и ночь, плохо питаемся. Это все
сказывается на нашем здоровье. Но многие театры в последние годы вообще
не выезжают на гастроли. А мы едем.
- Можно ли сказать, что вы ушли из Театра сатиры, для того чтобы больше заниматься антрепризой?
- Да, это так. Я написал заявление об уходе, в силу того что не мог
совмещать эти поездки и каждодневное служение одному театру. Невозможно
было на протяжении многих лет сидеть на двух стульях. Мне пришлось сесть
на стул под названием "антреприза" и уже прочно им завладеть. Жалею ли я
об этом? По-человечески, конечно, жалею. Мне хотелось бы сохранить
ощущение того, что я артист московского театра. Но в принципе... Сегодня
я играл в "Сатириконе", вчера - в театре Вахтангова, до этого - в
театре на Таганке... Мне вообще всегда казалось, что не важно, где ты
играешь, в каких стенах разыгрываются твои художественные драмы, а
важно, ЧТО ты делаешь. Важно, чтобы свою работу на том участке, который
тебе отведен, ты делал хорошо. И есть у меня подозрение, что те, кто
потерял этот стыд и уже не знают, что они играют и про что... они заняты
другим вопросом и смотрят почему-то в другую сторону...