Раненая пума

Наталья ХРАМОВА для «Сегодня»


"РАЗВЕ ОНИ ЗНАЮТ, КАК КРИЧИТ РАНЕНАЯ ПУМА?"

Надрывно вопрошала в конце спектакля Татьяна Васильева. А журналистов, жаждущих узнать ответ на этот почти сакраментальный вопрос, известная российская актриса послала ко всем чертям.
Великолепная, чувственная, холёная женщина ползала на четвереньках по сцене драматического театра. Время от времени она поворачивалась к зрителям монументальным задом, едва прикрытым бикини и прозрачными колготками, чем вызывала восторженный хохот в искренне веселящемся зале. Она играла на грани фола. Её вульгарность была вызывающе естественна, её визг и манерничанье просто искрились непосредственной наивной простотой, за которой израненная разъярённая женщина-пума безуспешно пыталась спрятать свою обиду на мужа, на любовника, на себя. На всех и на всё. Во Львове давали "ФАНДАНГО" -- комедию в постановке режиссёра Ленкома Николая Гуляева и в исполнении актёров сборной московской антрепризы. В главной и единственной женской роли -- Татьяна Васильева.

 

-- Если пресса обо мне наконец забудет, я буду самой счастливой актрисой на свете -- едко отрезала знаменитая Дуэнья, опережая мою просьбу об интервью. Но когда я решительно вломилась в гримёрку, Васильева, кажется, поняла, что это тот самый случай, когда "легче дать, чем отказать". И милостиво выделила мне 10 минут. Памятуя о постной реакции на нейтрально-дружелюбные вопросы, некогда заданные мной актрисам "мегерного" типа -- Догилевой, Ахеджаковой и иже с ними, -- начинаю сразу с "наезда".

-- Для Вас важнее деньги, которые Вы зарабатываете в театре, или то, что Вы там делаете?

-- Что Вы хотите этим сказать?

-- Зачем Вы работаете в так называемых "чернушных" выездных спектаклях?

-- А я в таких и не работаю. С чего Вы это взяли?

(Тут я понимаю, что наше отношение к гастрольному спектаклю (занятному, но далеко не блестящему) в корне противоположно. Что ж, безопасней говорить о чём-то общечеловеческом. О зависти, например.)

-- Я не страдаю этим, -- серьёзно ответствует Васильева. -- Могу только позавидовать тем людям, у детей которых всё складывается так, как хотелось бы их родителям. Всё хорошо и вовремя. И спокойно.

-- А у Вас всё сложилось хорошо? Вы себя чувствуете защищённой хозяйкой респектабельного дома?

-- Я так же как и все не защищена от быта: убираю, готовлю, хожу за покупками. Вы говорите о какой-то респектабельности... Её нет.

-- А какие мужчины окружают Татьяну Васильеву?

-- Беспомощные. В моей жизни нет мужчин, которые сделали бы её респектабельной. Они все безработные. Пока у меня есть силы, я им помогаю.

-- И надолго Вас хватит быть и мужчиной и женщиной одновременно?

-- В такие времена, когда всё перемешалось, мне не важно -- какого я пола. Важно только то, что я актриса, что я работаю и зарабатываю любимой профессией. Ничто не могло бы заставить меня уйти из артистической жизни.

-- Вы, наверное, уже и страха перед творческими неудачами не испытываете?

-- Да нет же, конечно испытываю. Перед каждой премьерой -- страх и вселенский ужас.

-- Неужели, кроме театра и кино Вы нигде не нашли бы достойного применения собственным талантам?

-- Мне кажется, я бы могла что-то написать. Но сейчас у меня нет на это времени, а потом, боюсь, в этом не будет смысла. Да и будет ли это кому-то интересно?..

-- А если Вы всё-таки решитесь, что это будет: мемуары, женская проза?

-- Мемуары хотелось бы меньше всего. И женскую прозу -- тоже. Вот я и с жанром никак не определюсь.

-- Допустим, Вы создаёте собственный литературный портрет: бесшабашная, богемная, горящая и даже слегка сумасшедшая натура...

-- О нет, нет.

-- Разве другая?

-- Так гореть уже не могу. Знаете, я пару раз пыталась. Бежать куда-то, встречаться, ломать свою жизнь. Достаточно, я не вижу в этом смысла. Теперь я своё время трачу на более серьёзные вещи.

-- К примеру, на хорошее кино?

-- Если Вы имеете в виду фильм "Увидеть Париж и умереть", то я думаю, что это одна из лучших моих картин. После неё я получила много премий, стала даже лучшей актрисой года. Кстати, это была моя первая драматическая роль в кино. Надеюсь, не последняя.