Тень Гамлета

Известный актер меняет амплуа

В разгар летних отпусков мало кого из актеров можно застать в столице. Все разъехались, кто на Багамы, кто на дачу - в зависимости от своих доходов и пристрастий. Пожертвовали своим отдыхом лишь те, кто занят в антрепризах, которые в отсутствие стационарных трупп особенно востребованы: зрителям больше некуда идти. В основном они дают представления на площадке "Содружества актеров на Таганке". Особенно бросаются в глаза афиши с именами Валерия Гаркалина и Татьяны Васильевой.Застать Валерия Борисовича дома оказалось непросто, каждый раз по телефону мне отвечали, что он в ГИТИСе. Когда мы наконец встретились, я спросила, что он делает летом в театральном институте?

- В прошлом году я преподавал в ГИТИСе актерское мастерство, а в этом - мне доверили набрать свой курс. Это оказалось очень увлекательным делом. В течение всего июля мы отсматривали бесконечное число абитуриентов, которые, несмотря на упавший престиж нашей профессии, всеми правдами и неправдами стремились попасть в ГИТИС. Все они, как правило, видят себя в будущем стрепетовыми, мордвиновыми, качаловыми и не представляют, какой это тернистый путь. Но, думаю, если бы они и знали это, то все равно бы пошли по такой дороге. Потому что желание играть на сцене, перевоплощаться в других людей - своего рода болезнь. Она возникает в человеке подспудно, неосознанно, может быть, еще в детстве, а потом растет, развивается и превращается в страсть. Поэтому очень важно дать студенту не только определенные профессиональные навыки, но и внушить, что без знания русской культуры, литературы, поэзии он ничто, в лучшем случае марионетка в руках всесильного режиссера, ибо ему нечего сказать зрителям. Лично я настолько устал от обилия дилетантов в театре, что мне не хотелось бы, чтобы их количество увеличивалось. Видимо, это главная причина, по которой я решил набирать свой актерский курс в ГИТИСе.

- Утверждая, что актерский путь - слишком тернистый, вы имеете в виду в том числе и себя?

- И себя тоже.

- Насколько я знаю, свою актерскую карьеру вы начали с кукольного театра и приложили немало усилий, чтобы стать драматическим актером. И вот теперь, после того как вы десять лет были ведущим исполнителем Театра сатиры, куда вас пригласил Валентин Плучек, оказались в антрепризе.

- За это время я вывел для себя бесхитростную, но верную формулу успеха: если не будешь постоянно совершенствоваться, работать над собой - перестанешь быть интересным и себе, и другим. Когда мне говорят: "У вас имя, вам легче", - в ответ я могу сказать одно: и ответственности тоже больше, так как не имею морального права халтурить, если зрители приходят на спектакль ради меня. Это я особенно понял в антрепризе, бывая со спектаклями в разных уголках страны, где люди тратят свои последние деньги, чтобы только прикоснуться к столичному искусству.

Когда же ты постоянно работаешь в репертуарном театре, то как бы привыкаешь к его устоявшемуся, неспешному ритму и живешь по расписанию: утром репетиции, вечером не первый год идущие спектакли, настолько досконально изученные тобой, что уже ничего нового не ожидаешь. В то время как антрепризная постановка живет до тех пор, пока пользуется спросом у зрителей. Поэтому все время находишься в боевой стойке.

- Значит, вы не переживаете, что после конфликта с художественным руководителем Театра сатиры играете только в антрепризе?

- Теперь нет, ведь моя любимая профессия осталась при мне. Думаю, и Таня Васильева тоже не переживает, что работает только в антрепризе. К тому же здесь я могу выбирать. Хочу - участвую в очередном театральном проекте, хочу - не участвую. Лично мне на этой стезе очень много дала работа с молодым, талантливым режиссером Виктором Шамировым в спектакле "Трактирщица". Опять же и партнеры у меня оказались замечательные: Татьяна Васильева, Виктор Раков, Константин Юшкевич. И вот еще один парадокс - критики забросали этот спектакль камнями, а публика приняла на "ура".

- Вы можете назвать себя блуждающей звездой?

- Звезда я или нет - это зрителям судить. Но если я и блуждающий артист, то такой же, как и большинство столичных актеров. По крайней мере в кастингах я не участвую, меня всегда приглашают на конкретную роль. Я не считаю зазорным для себя войти в уже готовый спектакль, если он, конечно интересный, как, например, "Козленок в молоке" по пьесе Юрия Полякова. Ко мне обратился режиссер Эдуард Ливнев и попросил выручить - сыграть центральную роль вместо ушедшего исполнителя. Я согласился и не жалею об этом, потому что при всей любви к классике мне всегда интересно покопаться в психологии современного человека, со всеми ее светлыми и темными сторонами. При этом я особенно не рвусь в герои-супермены, мог бы с удовольствием сыграть и обыкновенного человека, например стоматолога в володинской пьесе "Похождения зубного врача", который удаляет зубы без анестезии, а пациентам не больно. По-моему, зрители тоже соскучились по земным персонажам. Вот почему меня так поразил фильм Валерия Ахадова "Женщин обижать не рекомендуется". Сколько в нем душевности, нежности, теплоты, какие интересные человеческие судьбы. Поэтому я с радостью принял его предложение участвовать в следующем кинопроекте вместе с Таней Васильевой. Пока не буду говорить каком - пусть это будет маленькой тайной...

- Но для многих уже не секрет, что вы начали репетировать Гамлета в Театре имени Станиславского.

- Об этом вообще не хочу заранее говорить - слишком велика та ноша, которую я взвалил на себя, приняв это предложение от Дмитрия Крымова. Известный театральный художник решил использовать в своей постановке "Гамлета" нереализованную его отцом Анатолием Эфросом режиссерскую экспликацию шекспировский пьесы. Если все получится, как мы задумали, то считайте, я "родился в рубашке". А пока стучу по дереву и учу текст роли.

Труд, 16 августа 2002 года

Наталья Панченко