В рекламе не снимаюсь

РОДНАЯ ГАЗЕТА" № 16, 15 августа 2003 г., полоса 12

Валерий Гаркалин: «В рекламе не снимаюсь. Деньги проешь, а стыд останется»

Театральная публика давно знает Валерия Гаркалина по прекрасным работам в спектаклях Театра сатиры «Укрощение строптивой», «Ревизор», «Трехгрошовая опера». А в 1989 году Валерий Гаркалин в одночасье получил всероссийскую известность, сыграв в фильме Сергея Бодрова-старшего «Катала». Потом были не менее знаменитые роли в «Ширли-мырли», «Досье детектива Дубровского», «Бедная Саша», «Зона Любэ» и др.

— Валерий Борисович, как вы стали актером?

— Родители к искусству отношения не имели. Мама работала «чекисткой» — в кассе пробивала чеки, несколько лет как ее не стало… Папа заведовал мастерскими в гаражах, теперь на пенсии. Был я тихим и застенчивым ребенком. Но что очень любил, так это кино. Пропадал на дневных сеансах в ближайшем кинотеатре. После школы постарался поступить в театральное, но не получилось. Пошел на завод, работал слесарем. Потом два года в армии, а закончив службу, поступил на экспериментальный курс Сергея Образцова в его знаменитый Театр кукол. Курс был дружный, расставаться не хотелось, вместе поехали в Кемерово, организовали там эстрадный ансамбль «Люди и куклы» и шесть лет колесили с ним по стране. Лучшие годы в моей жизни. Хотя прямо скажу, такое существование очень не способствовало семейной жизни, женился-то я еще на четвертом курсе. Встречались с Катенькой урывками, но семья все же не распалась. В 78-м родилась дочь. Ну, я понял, что если не буду видеть, как она растет, развивается, то потеряю главное. И выбрал я семью. Три года сидел без работы, но с дочкой. Сейчас Ника учится в ГИТИСе на продюсера.

— Не тогда ли у вас появилось хобби — гладить постельное белье?

— Почему-то все журналисты с этим пристают! Может, предполагают некое психическое расстройство? Ну действительно люблю гладить — успокаивает, релаксация. Одновременно фантазирую, анализирую, думаю, представляю — время проходит с большой пользой, уверяю вас…

— Какие еще домашние дела вы взвалили на свои хрупкие мужские плечи?

— Всего понемножку. Катя создала в нашем доме атмосферу любви и покоя, но ей же тоже трудно, она работает в театре Образцова научным методистом-педагогом, надо помогать.

— И как жена переносит вашу популярность?

— Понимает, что это одна из составляющих профессии. Да и зачем лукавить: актер изначально стремится к популярности, известности, зачем иначе идти на сцену, сниматься в кино?

— А вы человек влюбчивый? В партнерш влюбляетесь?

— Если мы с актрисой часто работаем на сцене, это не значит, что у нас должны быть и в жизни какие-то близкие отношения.

— Вы уже не служите в Театре сатиры?

— Перешел на контракт, очень уж много занят в антрепризных спектаклях. Да и не имеет значения, где лежит трудовая книжка. Была бы работа! Когда, помню, провалился на вступительных экзаменах в Щукинское училище, одна педагог мне сказала: «Молодой человек, у меня к вам личная просьба. Если увидите какой-нибудь творческий институт по пути вашего следования, то обходите его за километр. Вам и помышлять нельзя о профессии актера». Я тогда плакал. Да что плакал — рыдал! И вот у нас, в Сатире, шел спектакль «Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкафа». Это такой американский трагифарс, который мне очень нравился. Я там играл не очень здорового мальчика, этакого дебила. В конце мой персонаж душит героиню, ею была Маша Ильина. И вот я ее душу и вдруг вижу в первом ряду ту самую преподавательницу из Щукинского, и у нее в глазах слезы! Маша мне потом сказала: «Ты был убедителен как никогда».

— А почему вы отказались от предложения Галины Волчек перейти в «Современник»?

— Предложений было немало. Но в Театре сатиры меня хорошо приняли, здесь я сыграл свои лучшие роли. Ко мне прекрасно относилось и руководство театра, и коллеги.

— С приходом популярности в вашей жизни что-то изменилось?

— Это смотря что вы в это вкладываете. В метро стали узнавать после фильма «Катала». Выхожу на сцену — аплодисменты. Порой слышу, кто-то цитирует «Ширли-мырли» мне вслед: «Капусточка, конечно, дело хорошее...» Такая вот популярность. А в личной жизни ничего не изменилось. При подобной известности за границей, наверное, был бы богачом…

— А что за легенды ходят про какой-то бесценный приз, доставшийся вам за роль в картине «Ширли-мырли»?

— О, это смешно... В передаче Сергея Шолохова «Тихий дом» меня признали лучшим актером года по письмам трудящихся. Сережа позвонил, сообщил, я уже трубку собрался положить, а он спрашивает: «А какой тебе приз полагается — не интересно? Ты получаешь запонки!» А у меня и рубашек таких нет, чтобы с запонками. Все бросить и ехать в Санкт-Петербург? Дальше слышу: «А запонки бриллиантовые!» Поехал. Действительно, запонки оказались уникальными: сделаны в единственном экземпляре и являются точной копией утраченных запонок Николая II, на них двуглавый орел из бриллиантов.

— А вот в рекламных роликах вас не видно…

— Отказываюсь — мало платят. Как говорила великая Фаина Раневская: «Деньги проем, а стыд останется». Так вот, за этот стыд надо все-таки прилично платить. Известно же, сколько получают за рекламу Майкл Джэксон или Мадонна. А нашим серьезным артистам платят за участие в рекламе копейки...

— Как бы вы сами себя охарактеризовали — что за человек Валерий Гаркалин?

— Я отношусь к себе, любимому, достаточно нежно, потому что без этого нельзя. Любовь к самому себе помогает в трудных жизненных ситуациях. С другой стороны, над этим чувством я немножко подсмеиваюсь. Самоирония — прекрасное средство от самовлюбленности.

Беседовал Леонид Гуревич