-Совмещать работу с учебой, наверное, было нелегко?
- Это было прекрасно. У меня произошло постепенное вхождение в
профессию, прощупывание людей. Ведь обычно человек попадает в театр из
училища и начинает хвататься за все, чтобы доказать, что он не осел. А у
меня - здесь не получилось, там получилось. Там не получилось - здесь
получилось. Замечательные качели. Кроме того, в тот период я
зарабатывала неплохие деньги. В институте получала повышенную стипендию,
плюс к ней именную, и еще по договору в театре за каждый спектакль. Я
была вполне состоятельной дамой.
- Спектакль "Дядюшкин сон", где вы играете Марию Александровну
Москалеву, был сделан "на Этуша". Но критика писала о вас ничуть не
меньше. В истории театра были случаи, когда бенефициант даже переставал
разговаривать со своим коллегой, если тот отнимал у него часть славы...
- Мне кажется, было бы хуже, если бы кроме него ни о ком и не говорили.
Ревновал ли он меня к успеху, не знаю. Он такой мудрости человек, что, если это и было, он этого никак не показывал.
Я не могу сказать, что эта работа была для меня простой в
человеческом плане. Владимир Абрамович человек очень сложный, очень
жесткий. Я его вначале страшно боялась, даже физически боялась - не
могла близко к нему подойти, не могла смотреть ему прямо в глаза. При
мысли, что это мой бывший ректор, у меня тряслись ноги, но в какой-то
момент я на него посмотрела и подумала: "Господи помилуй, кого же он мне
напоминает?" И вдруг поняла, что они с моим папой похожи, как близнецы.
Владимир Абрамович делает страшные глаза, он это умеет делать, говорит
страшным голосом, а за всем этим стоит безумно добрый, тонкий,
замечательный человек, способный понять тебя и простить.
Наверное, конфликты могли бы возникнуть, если бы в ответ на его
замечания я бы ответила: "Я сама артистка и знаю, что делать". Это чушь
собачья. Он имеет право вызвать меня к себе в гримерную и надавать мне
по башке, сказать, что я все делаю не так, и я буду делать так, как он
скажет. Я полностью открыта для него. Теперь я его не боюсь, а безумно
люблю и абсолютно ему доверяю. Конечно, в том, что мы избежали
конфликтов, огромная заслуга и режиссера Владимира Владимировича
Иванова.
- Вам легко с ним работать?
- Это мой творческий "папа", человек, за здоровье которого я молюсь. Я
доверяю ему абсолютно. Не боюсь быть перед ним глупой, неумеющей. Это
как в семейной жизни, когда ты ничего не стесняешься и ничего из себя не
изображаешь. Ты знаешь, что тебя любят такой, какая ты есть. На мой
взгляд, это идеальные отношения с режиссером. Он не будет смеяться надо
мной, если я скажу, что я чего-то не понимаю, не знаю. Сядет со мной и
все мне объяснит. Он умеет так разобрать роль, что от тебя, по существу,
требуется вызубрить ее, как партитуру в оркестре, и впустить в себя.
- Ваша Проня из спектакля "За двумя зайцами" безумно смешная и
трогательная. Грубость и нелепость у нее сочетается с удивительной
трогательностью. В ней есть какие-то ваши черты?
- Да, она очень близка мне своей полной открытостью чувству,
доверчивостью. Ведь эта нелепая Пронька действительно влюбилась, и ей
уже неважно беден или богат этот человек. Несмотря на то, что я в своей
недолгой жизни набила много шишек, я хотела бы сохранить эту открытость.
- Вы - человек востребованный в театре, но тем не менее стали
вести на телевидении программу "Рядом с тобой". Зачем вам эта лишняя
нагрузка?
- Моя жизнь складывается очень интересно. Иногда я думаю о чем-то, и
это почти сразу же сбывается. У меня вдруг возникла мысль - интересно
было бы попробовать себя в роли ведущей. И вдруг мне позвонили с
телевидения и предложили участвовать в этой программе. То, что она
связана с детьми, очень для меня важно. У меня есть две больные темы -
дети и животные. Например, стоит мне посмотреть "Белый Бим, черное ухо",
как у меня начинается глубокая депрессия.
Когда я пришла на эту программу, то была потрясена, как много в жизни
страшных историй. Идет вроде бы обычный улыбающийся человек, а
оказывается он в детстве перенес чудовищные травмы.
- Эту программу раньше вела популярная ведущая Татьяна Веденеева. Вы обрекаете себя на сравнение с ней.
- Меня это абсолютно не волнует. Я точно знаю одно - мое счастье, что
в театре со мной так много работает великих людей. Я все время общаюсь с
ними. У меня выработался определенный собственный образ. Нравится он
кому-то или нет - другой вопрос, но я не повторяю кого-то. Я пришла на
пробы и делала все так, как делала бы Маша Аронова. Что Юле Меньшовой,
руководителю проекта, очень понравилось. Поэтому меня и утвердили.
Мне интересна эта программа. Она очень нужна людям, и чем больше мы
будем копаться в каких-то детских проблемах, которые существуют в каждой
семье, тем лучше. Если у меня, как у ведущей, получится вывести
программу на уровень серьезных проблем, это пять с плюсом всем нам.
- Но ведь "Рядом с тобой" не авторская программа, а, значит, роль
ведущей в ней вспомогательная: и текст, и вопросы готовят редакторы, а
вам надо будет лишь грамотно их озвучить. Я знаю, что на многих
программах у ведущего в ухе "наушник", а потому зачастую его удачная
"импровизация" - всего лишь плод работы других людей, которых зритель не
видит.
- Никакого "наушника" у меня нет, а программа готовится общими
усилиями. Юля Меньшова перед записью меня предупредила: "Мы без тебя
вопросы писать не можем". Мы сидим все вместе - с Юлей, с редакторами - и
обсуждаем тему предстоящего разговора. Я же не попка, задающий чужие
вопросы, у меня есть свое отношение к той или иной ситуации.
Я попала в иной мир, совсем не похожий на театр. Мне мама говорила:
"Ты встала с кроватки и сразу пошла? Нет, ты перебила все части тела,
прежде чем сделала нормальный первый шаг". Здесь то же самое. Я всему
учусь.
- Ваш собственный опыт воспитания сына вам пригодился?
- Думаю, что да. Что такое мама-одиночка я знаю. Что такое проблема с
детским садом и школой - тоже знаю. Мы сменили четыре детских сада и
две школы. Что такое сложный ребенок - знаю. Что такое, когда все вокруг
ополчаются против него, а ты не имеешь на это право, мне тоже хорошо
известно.
- А вам эта программа хоть в чем-то помогла?
- Я стала с Владиком общаться совсем по-другому, перестала бояться
запретных тем, что было раньше. Теперь я четко понимаю, что мне надо
сказать, как мне надо сказать, стоит ли говорить на эту тему вообще.
Благодаря этой программе, я стала относиться к нему мягче, терпимее.
- Он не думает об актерской профессии?
- Нет. Он увлекается биологией. Он нормальный мальчик, который
приходит с улицы грязный, рваный. Ложится спать, а я начинаю тереть его
штаны и зашивать очередную дырку. Сын очень гордится мной. В восторге,
что я актриса, что меня показывают по телевизору. Смотрит мои спектакли и
высказывает свое мнение. Но проявления актерских талантов в нем не
вижу.
- А у вас они проявились рано?
- Я всегда хотела быть только актрисой, всегда устраивала какие-то
праздники, концерты, спектакли, читала стихи. Мне это нравилось всегда.
- Вы говорите, что телевидение для вас новый неизведанный мир, но
ведь у вас с ним давние отношения. Несколько лет назад вы появились в
сериале "Клубничка". Сериал этот сейчас уже подзабыли, но в свое время
он вызывал немало нареканий. Почему вы согласились в нем участвовать?
- Мне понравилось съемочная группа. Мы первоначально не претендовали
ни на что серьезное. Говорили: "Это дурь, шутка. Мы дурачимся". А люди
начинали рассуждать об искусстве. Чего же ругаться? Ну не нравится тебе -
не смотри. В то же время огромное количество зрителей звонило и
спрашивало, почему нет продолжения. Для них важно было увидеть на экране
своих любимых артистов. Не могу ругать эту работу. Благодаря ей я
приобрела узнаваемость, громадный опыт перед камерой и, самое важное,
встретилась с огромным количеством замечательных людей. Ну, где бы я,
например, могла встретиться с Александром Демьяненко?
Хорошо это или плохо, но так складывается моя судьба. Многие считают,
что я растрачиваю свой талант, может быть, они правы. А другие считают,
что я правильно делаю, что берусь за все. На тот период мне казалось,
что это здорово, славу богу, что это появилось в моей жизни.
- В вашей жизни появился и "Комет".
- Благодаря этому, я могу содержать свою семью, могу не отказывать
себе в вкусной еде, хорошей одежде, дарить шикарные подарки друзьям. У
меня не болит голова, где взять деньги, чтобы оплатить Владику бассейн.
Может быть, это самооправдание, но я думаю, что, если бы я была одна
на белом свете и у меня не было бы сына и мужа, упаси господь, может
быть, я бы раздумывала. Сейчас я на это права не имею. На зарплату в
театре прожить невозможно.
- Как говорил Зощенко: "Жизнь диктует свои законы"?
- Действительно, диктует. Но я рада, что все это есть в моей жизни. Я
же работаю над собой, размышляю, к чему-то прихожу. Думаю, если
режиссер меня увидит, то ему не помешает ни реклама, ни сериалы.
- Но вас не пугает, что у людей ваше лицо ассоциируется с
"Кометом"? Вы для них - не актриса академического столичного театра, а
всего лишь назойливая дама с чистящим порошком. В театр-то ходит
меньшинство, а телевизор смотрят миллионы.
- Я думала об этом. Вы абсолютны правы, что задаете этот вопрос, но у
меня нет выбора. Так складывается моя жизнь. Вообще-то я человек
безвольный. К примеру, ради мужчины не могу даже похудеть.
- А если любимый человек скажет: "Ты знаешь, мне нравятся тоненькие и изящные"?
- Тогда пусть идет и ищет изящную. Я менять себя не буду, но если
нужно для работы, становлюсь "железным Феликсом". Поэтому если бы
встретился человек, который бы мне сказал: "Ты должна от всего
отказаться, а я сделаю с тобой большое кино", я, не задумываясь бы, все
бросила, работала бы даже бесплатно. Пока же таких предложений у меня
нет. А беречь себя для чего-то иллюзорного и при этом жевать сухари,
смотреть, как твой ребенок ходит в лохмотьях и стесняется этого, ездить
из Долгопрудного, где я живу, в Москву на электричке... Спасибо, не
надо. Слава богу, у меня все складывается в театре. Я без режиссера не
умею существовать. Без режиссера я никто. В кино же со мной работал
единственный режиссер - Сергей Урсуляк. В его картине "Летние люди" у
меня была небольшая роль, но я поняла, что такое работа с артистом.
- Вы человек везучий?
- Об этом страшно говорить, но поскольку у меня прекрасный сын,
замечательный муж, хлебосольный уютный дом, я работаю именно в этом
театре, то, видимо, да.